СВАДЬБА -СУДЬБА
АЛ. КОРИНФСКИЙ
МОЛОДАЯ ВХОДИТ В СЕМЬЮ. Т.АКСАКОВ
Венчание не совершается в следующие дни.
Церковные правила о препятствиях к браку и об условиях
прекращения брака.
Препятствия, не разрывающие брака
Условия прекращения брачного союза
|
Рукобитье
В назначенное время, за
неделю или дня за три-четыре до брака,
бывает рукобитье. Это первое веселие — пирование у невесты. Сват или сватья с
отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников, едут или идут к отцу и
матери невесты в дом для пированья — на рукобитье. Входят в дом, молятся Богу,
здороваются с хозяевами, иногда говорят:
«Пришли мы, гости, хоша и
виданные, да незваные, а обычные дела совершати, просим вас принимати — не
брезговати».
Пришедшие по приглашению
хозяина садятся за стол, покрытый скатертью. На нем стоят на тарелке пирог-сгибень
и соль. Отец невесты зажигает перед образом свечу, и все в избе встают, а двери
запирают на крючок: крепко соблюдается примета, чтобы посторонний не пришел и
не сглазил худым глазом дела важного. Молятся.
Потом сват или сватья через
стол, а иногда и у стоящих один против другого сватов берет правые руки рука в
руку, взяв со стола пирог, которым обводит вокруг рук сватовей, три раза
говоря: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки. Аминь». Над
руками пирог разламывает, а потом одну половину отдает отцу жениха, а другую —
отцу невесты.
После излома пирога сватовья
иногда меряют, чья половина более — правая или левая (правая — жениха, а левая
— невесты). Есть примета: если которая половина больше, то у того больше силы,
счастья, здоровья, долголетия и богатства. Переломленный пирог должен храниться
у жениха и невесты до дня брака, а после
венчания новобрачные должны съесть его прежде всего; но есть пирог надо жениху
— невестину половину, а невесте — женихову. Сватья при этом находится и
говорит:
«Ешьте, милые, во славу
Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же едино тесто в пироге, такожде и
ваша плоть воедине до скончания века, Неба и Земли. Аминь».
После переломления пирога
сватовья садятся за стол, начинается угощенье. Во время переломления пирога
невесту проводят под платком, садят у печки или у перегородки на лавку, а
подруги стоят около нее или сидят. Если невеста сама не очень горазда
причитать, в таком случае зовут выльницу, которая и распевает причеты, а
невеста только рыдает или охает.
Невеста обращается к отцу,
матери, братьям и невесткам, пирующим за столом:
Ты послушайко, кормилец-батюшко,
И родимая ты моя матушка,
И соколы да братцы милые,
И голубушки невестушки!
Я об чем буду рассказывать,
Честью, лестью наказывать,
Понизехонько вам буду
кланяться,
Горючьми слезами заливатися.
В некоторых местах
Пошехонского края рукобитье бывает у жениха; но такие обычаи встречаются реже.
В таком случае порядок обряда идет так же, но отец жениха угощает на рукобитье
отца, мать и родных невесты. Жених находится на рукобитье и угощает гостей.
Когда отец, мать и родные невесты сбираются на рукобитье, то невеста провожает
их причетами.
Потом невеста обращается с
причетами к невестке.
Все родные прощаются с
невестой — сговоренной — и уезжают на рукобитье. Когда же возвращаются с рукобитья,
то невеста встречает их следующими причетами:
Не послушались, мои желанные,
Моего наказу крепкого
И не сжалилися на мои слезы,
Вы на слезы-то горючие,
Запоручили вы девичью красу
За поруки-то за крепкие
И за письма вековечные.
Знать, не слуга я была, не
работница,
Не посылочка была скорая,
Ваше имя я бесчестила?
После рукобитья время
проходит до девичника в разных местностях Пошехонского уезда очень разнообразно:
в одном месте жених посещает невесту каждодневно, а в некоторых местах — редко.
В одних местах невеста при встрече жениха, а также и во все время его
пребывания не показывает лица, сидит под платком и причитает, но ее окружают
подруги-девицы. В некоторых местах невеста встречает жениха, угощает чаем,
сидит за столом, а жених приносит подарки и закуски, гостинцы: орехи, пряники и
конфеты. Девушки после чая поют песни беседные. Все такие посещения женихом
невесты называются «побывашки», «поцелуи» и «проведки». Так продолжаются
посещения жениха до девичника, в котором торжество превосходит все посещения,
потому что это — последний день девичья житья-бытья.
|
|