СВАДЬБА -СУДЬБА
АЛ. КОРИНФСКИЙ
МОЛОДАЯ ВХОДИТ В СЕМЬЮ. Т.АКСАКОВ
Венчание не совершается в следующие дни.
Церковные правила о препятствиях к браку и об условиях
прекращения брака.
Препятствия, не разрывающие брака
Условия прекращения брачного союза
|
День брака
Утром рано к невесте приходят
девицы-подруги, чтобы собрать ее к венцу. В доме приготовляются к пированью
брачному, потому что от венца все поезжане с новобрачными приезжают для
пированья в дом невесты, а отпировав, уезжают ночевать первую ночь к жениху (на
другой день у жениха бывает «княжий стол»). Если же от венца привозят
новобрачных в дом жениха, то у невесты стола не бывает и свадьба ограничивается
одним «княжим столом».
Подруги невесты, собравши
невесту к венцу, усаживают ее на лавку, на которой постилается шуба кверху
волосом: сидеть на волосе шубы — жить богато, а также — чтоб не могли злые люди
испортить молодых.
Невеста сидит за столом,
покрытая платком, а столы покрыты скатертью белой, с поставленными на ней
пирогами. Невеста, девушки и родные, сидя за столом, ожидают приезда дружки,
жениха и прочих поезжан — «новой родни», которые должны приехать взять невесту
и увезти к венцу. В избе в это время бывает очень много народу, который желает
видеть, как приедут за невестой, как ее будут выкупать, благословлять и
провожать к венцу.
Причитания невесты бывают
разнообразны и многочисленны во время сряжения к венцу.
В некоторых местностях,
сбирая невесту к венцу, предохраняют ее от лихих людей, от «порчи», болезни и
проч. следующими способами: ноги натирают или всыпают в чулки «колотина», в
платье втыкают безголовые булавки, безухие иглы, осыпают хмелем, обвертывают
тело мережками.
Жениха, едущего к венцу,
также охраняют, даже кладут ему в карман ножик (а невесте ножницы).
Платье как у жениха, так и у
невесты должно быть новое и лучшее.
Во время причитания невесты
изба бывает переполнена народом, который слушает ее и поджидает «новую родню —
сватов». Вот и слышится говор в народе: «Дружка подъехал ко двору». Невестин
отец должен выйти на улицу, встретить дружку «с поездом», приехавшим за его
дочерью, и пригласить в дом; при этом бывает и жених.
Если он берет невесту в другую
деревню, соседи загораживают дорогу и дружка обязан дать им вина, пива и
закуски-пирогов и пряженцев. У дома ворота или калитку также затворяют, и
дружка стучит, говоря: «Господи Иисусе Христе! (Трижды.) Есть ли у этих дверей
придверник, у ворот — приворотник, кто бы нам эти ворота отворил и двери на
пяты постановил, а нас, добрых молодцев, до хозяина допустил?»
Хозяин (отец невесты)
выходит, растворяя двери, кланяется и пропускает гостей в избу. Девицы и
предстоящие в избе поют песню, встречая дружку.
За стол усаживаются следующим
порядком: близкая женихова родня по старшинству и первенству занимает места за
столом. «Тысяцкий» садится в самый угол, под образа. Тысяцким бывает: крестный
отец (божатко), или родной дядя жениха, или старший его брат. «Большой барин»
садится рядом с тысяцким; это — дядя жениха или второй брат. От тысяцкого
садится по другую руку второй барин — брат жениха или второй дядя. Рядом с
женихом садится родной его брат (или двоюродный); именуется: «братнее место».
Против жениха и невесты садятся дружка с «полудружьем». А затем за стол садятся
прочие гости-поезжане, по родству и старшинству в роде.
В продолжение всего
просватанья невеста сидит за столом, покрытая платком, и лица посторонним людям
не показывает, на работы домашние не ходит. В церковь она тоже едет закрытая
платком, и только тогда ей открывают лицо, когда наденут венцы и обводят вокруг
аналоя. После венчания все слезы и причитания кончаются. Новобрачных везут в
дом жениха, отец и мать которого встречают их с хлебом-солью и с образами,
благословляя: отец иконою, а мать — хлебом-солью и иконою, а затем новобрачных
благословляет крестами и крестная жениха, а потом их вводят в особую избу или
горницу, где их наскоро кормят, а поезжан-родных усаживают за столы.
Новобрачных усаживают на шубу — шерстью кверху — среди стола, и начинается
столованье: пьют, едят, что называется, до увалу, одни новобрачные не должны ни
пить, ни есть, а сидят плотно друг к другу за столом, рука с рукой, нога с
ногой, чтобы кошка не пробежала. По окончании стола гости бьют тарелки и рюмки,
а затем молодых отводят спать в особую горницу или холодную избу, у порога
которой бьют горшки и прочее. Новобрачных в спальню провожает сваха, делая
разные наставления и приговорки непечатные вроде: «На первую ночку — паренька и
дочку». Когда новобрачные остаются одни, молодая должна разуть мужа, у которого
в сапоге положены деньги. Эти деньги новобрачная берет себе, благодарит мужа, а
затем он укладывается на постель, а молодая, раздевшись, вскакивает через мужа
к стене на постелю и ложится. Новобрачных укладывают в холодную спальню для
того, чтобы дети у них были здоровыми и не боялись холода, а молодая скачет
через мужа на брачную постель для того, чтобы детей родить легко и
благополучно. Деньги муж кладет в сапог, чтобы они водились у жены всю жизнь.
|
|