СВАДЬБА -СУДЬБА АЛ. КОРИНФСКИЙ
МОЛОДАЯ ВХОДИТ В СЕМЬЮ. Т.АКСАКОВ
Венчание не совершается в следующие дни.
Церковные правила о препятствиях к браку и об условиях
прекращения брака.
Препятствия, не разрывающие брака
Условия прекращения брачного союза
|
История брака
Начиная с XIII века брак мог
быть заключен только в церкви.
На Руси в прошлые века жених
и невеста обязаны были сначала сообщить о своем желании создать семью
приходскому священнику. Он объявлял об этом прихожанам, и, если никто из них не
сообщал о фактах, препятствующих заключению брака, в специальной книге делалась запись, подписанная священником,
поручителями жениха и невесты и самими женихом и невестою. Фактически это
означало обручение.
При совершении таинства брака в православной церкви требуется, чтобы вступающие в
брак были христианами православной веры (в крайнем случае, один из них — жених
или невеста), чтобы жених был не моложе восемнадцати лет, а невеста — не моложе
шестнадцати, чтобы они не были близкими родственниками (например, родными или
двоюродными братом и сестрой); чтобы в брак они вступали добровольно, а не по
принуждению. Свобода выбора, основанного на взаимной любви, всегда высоко
чтилась церковью.
Если человек уже трижды
состоял в браке, его не венчают. До венчания брак должен быть зарегистрирован
гражданскими властями.
Перед венчанием родители
благословляют: свою дочь — иконой Божьей Матери, своего сына иконой Спасителя.
В храм первым прибывает жених
с шаферами; обычно впереди них идет ребенок с иконой Спасителя. Затем
появляется сопровождаемая шаферами невеста; перед ними несут икону Божией
Матери. Войдя в храм и помолившись, жених становится по правую сторону, невеста
— по левую.
Обручение
Супружеский союз возникает в
земных условиях, но несет в себе залог единства и печать нерасторжимости.
Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем их свободную волю,
восприемлющую обет верности.
Жених и невеста, держа в
руках возженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят
на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что
на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их
будут, как фимиам, возноситься к Богу.
В древности, как новокрещёные
семь дней носили белые одежды и на восьмой день слагали их с соответствующей
молитвой, так и новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой
слагали их с молитвой священника. В древности, конечно, венцы были не
металлические и не такого вида, как сейчас. Это были простые венки из миртовых
или масличных листьев, которые до сих пор употребляются в греческой церкви. В
России они еще в древности были заменены сначала деревянными, а позже
металлическими венками. В связи с этим молитва на разрешение венцов теперь
читается вслед за молитвой «Отец, Сын и Святой Дух...»
И вот венчание закончено.
Новобрачные возвращаются в свой дом. Здесь их встречают родители жениха и
невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благословляют их, теперь уже обоих
сразу, иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы и руки родителей, муж
и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол благословенные
образа, затеплить перед ними лампаду и ощутить в доме молитвенную атмосферу
храма, теперь уже «домашнего храма». Здесь им предстоит в совместной
супружеской жизни научиться искусству отцовства и материнства.
Итак, при совершении брачного
обряда в церкви производятся следующие действия, о последовательности которых
надо помнить:
— обручение жениха и невесты
кольцами,
— возложение на них венцов,
— хождение вокруг аналоя,
— вкушение вина из одной
чаши.
Выносимые из алтаря с
престола кольца символизируют, что брачный союз благословляет сам Бог.
Возлагаемые на головы жениха и невесты венцы говорят о том, что оба они — главы
семейства, ибо венцы — это знаки власти. Хождение вокруг аналоя (так же, как и
вокруг купели при Крещении) означает, что венчаемые будут верными друг другу до
самой смерти, ибо круг — символ вечности. Вкушение вина из одной чаши означает,
что все в жизни у мужа и жены должно быть общим.
Таинство венчания
второбрачных проходит менее торжественно, поскольку оно сочетается с покаянием.
Второбрачных венчали не
всегда; вплоть до двенадцатого века второбрачие рассматривалось как нарушение
обета, данного первому супругу. Поэтому второбрачные отлучались от Причастия на
два года, а вступающие в третий брак — на срок от трех до пяти лет.
Если венчаются вдовец и не
бывшая ранее замужем девушка, то священник сначала называет имя первобрачного в
этой паре, а потом — второбрачного. Поскольку венцы на второбрачных возлагаются
не в награду за целомудрие, а в знак взаимного единения, то возлагаются они не
на голову, а на правое плечо.
Что касается третьего брака, то он совершается так же, как и второй.
Что делать, если один из
брачующихся неверующий? Православная церковь, в силу своего милосердия,
снисходительно относится к таким бракам,
надеясь, что православный супруг сумеет обратить в Православие неверующую
сторону.
Союз между православной
стороною и нехристианской церковь не благословляет вовсе.
Можно ли расторгать церковный
брак? Да, он может быть расторгнут на основании свидетельства о разводе. При
этом прежнее церковное благословение снимается и дается разрешение на
вступление в новый брак
Свадебный обряд
Трудно найти более красочный
и веселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это торжество
любви, начало новой семьи.
В традиционной свадьбе у
каждого своя роль, каждый день — особый, в каждой песне свой смысл.
Невесте полагалось плакать
сразу же, как только в доме появляются сваты. Этим она демонстрировала свою
любовь к отчему дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на
рукобитье. И снова она причитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне.
Перед самой свадьбой — девичник.
Приезжает жених с подарками; все, кроме невесты, веселятся, не обращая особого
внимания на ее плач.
День брака — самый торжественный. Продолжающую причитать невесту
готовят к венцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют.
В невестин дом сходятся
гости, приезжает говорливый дружка с женихом, «выкупает» место за столом. После
долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут в церковь: жених
отдельно, невеста отдельно.
После венчания невеста
перестает плакать: дело сделано. Новобрачных везут к жениху в дом, где их уже
поджидают родители жениха: отец с иконой и мать с иконой и хлебом-солью.
На второй день — княжий стол
в доме жениха.
Третий день — семейный, а
также встреча невесты с соседями.
И, наконец, отводины: тесть
зовет к себе зятя с родственниками, молодая прощается с родителями; отводные
(свадебные чины) отводят новобрачных в их дом. На этом свадебный обряд
считается завершенным.
|
|